Если вам кажется, что вы видели в roguelite уже всё, взгляните на Morsels — абсурдную новинку от Annapurna, способную вас удивить.
С первых минут игра поражает своей странностью. На первый взгляд, это типичный roguelite, как и многие другие в Steam. Но стоит начать — и вы поймёте, что определить Morsels однозначно невозможно. Придётся пройти не один десяток забегов, чтобы хотя бы приблизиться к пониманию происходящего. И даже тогда механики, связанные с главным героем — мышонком — остаются загадкой.
Проект разработан канадцем под псевдонимом Furcula и издан Annapurna. Формально это roguelite с элементами bullet hell. Визуально и по духу он напоминает The Binding of Isaac, но с ещё более ярко выраженным психоделическим безумием. Трудно представить? Просто поверьте на слово — это действительно так.
Сюжет рационально объяснять бесполезно. Инопланетные существа по имени Morsel прибывают на Землю в виде могущественных карт. Группа капиталистически настроенных котов захватывает их, чтобы установить контроль над миром.
Наш герой — кривоногий мышонок — выходит из канализации, чтобы свергнуть кошек и, заодно, запастись сыром.
По пути он встречает ещё более странных персонажей: слизь, которая обнимает и подбадривает в начале каждого забега, или мурену, владеющую ломбардом. И это только начало.
Травматичное первое знакомство
Как уже упоминалось, игра начинается с того, что мышонок поднимается из канализации в сопровождении Морсела. В самом начале нужно выбрать одну из двух стартовых карт:
- Видсел, напоминающий ромашку, стреляет по диагонали;
- Гомсел, больше похожий на нечто из городской канализации, выпускает очередь пуль прямо перед собой.

У каждого существа ограниченное количество выстрелов, после чего нужно подождать перезарядки. Также у них есть особые атаки: у Видсела — наступательная, у Гомсела — защитная. Всё это довольно просто для тех, кто знаком с The Binding of Isaac, ведь механика стрельбы напоминает классические «слезы» из игры Эдмунда Макмиллена.
Сложности начинаются, когда речь заходит о мире Morsels.
К примеру, на каждом уровне у входа в подземелье растёт одинокая ромашка. Если её сорвать, она окажется на голове Морсела и будет служить щитом, блокирующим один удар. Но игра об этом не сообщает.
То же самое касается усилений: на каждом этаже встречаются странные предметы — глазное яблоко, гроздь винограда, плитка шоколада, винт и т.д. Их эффект неочевиден, а описания расплывчаты. Чтобы понять, как они работают, придётся экспериментировать — как в Isaac.
Тем не менее, как только вы разберётесь с базовыми механиками (не считая непредсказуемых бонусов), игра становится вполне управляемой. По крайней мере, до следующего сюрприза.
Например, одно из существ, которое можно приручить, — это червь, способный накапливать огненные снаряды и выпускать их из хвоста залпом. Однако, если слишком резко развернуться и задеть собственные снаряды, герой получает урон. Такая «механика дружественного огня» больше нигде в игре не используется — и вы узнаете о ней только опытным путём.
Смертельная эволюция

Цель игрока — найти лестницу, ведущую на следующий уровень. Можно просто пробегать мимо врагов, уклоняясь от атак, — в Morsels это вполне допустимо, в отличие от многих других roguelite, где для продвижения нужно зачистить комнату. Однако такой подход невыгоден: Морселы получают опыт, только уничтожая врагов, и могут эволюционировать в гораздо более мощные формы.
На первый взгляд, всё просто: побеждай как можно больше врагов, чтобы усилить своего Морселя перед встречей с боссом. Но есть подвох. На третьем уровне любое существо умирает от старости. Это означает, что, если вы хотите сохранить любимого монстрика, придётся заранее перестать его использовать, переключившись на других союзников. Такая система стимулирует собирать сбалансированную команду и не полагаться на одного бойца. Но она же делает каждого союзника временной, пусть и мощной, угрозой.
Получить новых существ (максимум троих одновременно) можно, участвуя в специальных испытаниях на каждом уровне. Эти испытания — единственные, которые нельзя пропустить: чтобы пройти дальше, придётся победить мини-босса. В демоверсии доступно 4–5 типов Морселов с уникальным стилем боя: кто-то атакует по горизонтали, кто-то бросает бомбы, а кто-то сражается вблизи. У каждого существа всего три очка жизни, поэтому важно регулярно менять их, особенно если не хватает исцеляющих предметов, разбросанных по уровням.

Помимо бонусов, в подземельях можно найти особые предметы и странных существ. Игра не объясняет, зачем они нужны — всё нужно узнавать опытным путём. Например, можно сопроводить маленького тролля до лестницы или освободить птичку, которая станет союзником и будет атаковать врагов. Некоторые из этих находок могут взаимодействовать с существами, которых вы встретите между этажами, открывая доступ к неожиданным бонусам — или ловушкам. Какие предложения принимать, а от каких отказаться — придётся выяснять самостоятельно.
Хочется еще
Демоверсия Morsels ограничена всего тремя этажами — этого достаточно, чтобы добраться до первого настоящего босса. Каждый раз игра выбирает его случайно из пула жутких существ и агрессивных кошек. Среди них — кошка с поразительным сходством с Дональдом Трампом, в нелепом блондинистом парике.
Если весь остальной мир Morsels кажется странным, хаотичным и непостижимым, то сами боссы, напротив, просты и понятны. Возможно, даже слишком: например, существо, бросающее взрывные снаряды, расправляется с ними за считаные секунды.

Несмотря на это, Morsels — действительно увлекательный опыт. Он требует больше усилий, чем привычные roguelite, где все давно понятно и предсказуемо. Здесь приходится учиться методом проб и ошибок, и неосторожное любопытство может обернуться жёстким наказанием.
Визуальный стиль игры от Furcula, хоть и выделяется своей оригинальностью и яркостью, нередко мешает ориентироваться. На экране порой творится визуальный хаос: клочки бумаги, куски сыра, органические обрывки, летящие со всех сторон пули… Всё это накладывается друг на друга, усложняя восприятие. Особенно сильно мешает фильтр CRT — базовый эффект, стилизующий изображение под старый монитор. Я отключил его сразу, чтобы хоть немного повысить читаемость происходящего.
Morsels — это по-настоящему странный опыт. Игра может отпугнуть своей сложностью и необъяснимыми механиками, но если вы преодолеете первое замешательство, она раскроется как яркая и нестандартная альтернатива заезженному жанру. Да, путь к пониманию долог, но, однажды втянувшись в цикл эволюций и открытий, остановиться почти невозможно.
Остаётся только гадать, какие ещё сюрпризы приберегла для нас эта игра — и с какими безумствами мы столкнёмся, пока вместе с маленькой мышкой пробираемся на поверхность.
Что особенно понравилось:
- Оригинально… может быть, даже слишком!
- Приятно наблюдать за эволюцией Morsel
- В некотором смысле напоминает The Binding of Isaac
Что вызывает опасения:
- Иногда происходящее становиться чересчур странным
- Не помешало бы больше объяснений
- Может отпугнуть тех, кто не отличается терпением?